8-3466-28-77-95

628634, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, д. 2

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа- Югры "Нижневартовская районная больница"

Профилактика нарушения зрения у детей.

23.04.2018 Профилактика нарушения зрения у детей.
Орган зрения человека состоит из глазного яблока, зрительных нервов и зрительных центров в головном мозге.
Образование зрительного впечатления в сильно упрощенном виде можно представить следующим образом : изображение объекта, получаемое на сетчатке глаза, распределяется по ее колбочкам и палочкам. Световые возбуждения возникают вследствие разложения под действием света химических веществ, содержащихся в палочках и колбочках. При этом продукты распада (ионы ) действуют на нервные окончания и возбуждают нервные волокна. Раздражения передаются по нервным волокнам в головной мозг, где и возникает зрительный образ предмета.
анатомия-
Глаз является шарообразным. (Он может легко вращаться вокруг 3х осей: вертикальной, горизонтальной и оптической оси глаза.)
Вокруг глаза расположены 6-ть глазодвигательных мышц, которые и поворачивают глаз. Сами мышцы управляются сигналами из головного мозга.
Главная роль в зрении принадлежит цилиарной мышце внутри глаза, при сокращении которой меняется кривизна хрусталика - линзы, с помощью которой фокусируется изображение на сетчатке.
Главными причинами нарушения зрения в детском возрасте являются : близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
•    Близорукость (миопия) - является наиболее распространенным нарушением рефракции. Первым признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль, при чтении стараются приблизить глаза к тексту, прищуриваются, стараются ближе сесть к телевизору. Зрение улучшается при приставлении к глазам отрицательных линз.
Развитию близорукости способствует :
1-    напряженная зрительная работа при слабости внутренней глазной мышцы,
2-    наследственная предрасположенность, и
3-    ослабленная склера (белая оболочка глаза).
•    Дальнозоркость - нарушение рефракции, врожденное или как следствие задержки роста глаза, исправляется подбором положительных (плюсовых) линз. Понижение зрения отмечается только при дальнозоркости средней и высокой степени, или большой разнице в зрение на глазах.
Школьникам при наличии жалоб на утомление глаз назначают очки для работы на близком расстоянии , а при высокой степени - для постоянного ношения.
•    Астигматизм - это разная преломляющая способность оптической системы глаза во взаимно перпендикулярных меридианах. Он может быть близоруким, дальнозорким и смешанным.
Близорукость - наиболее частый дефект зрения, который встречается у каждого 3-4 взрослого жителя России. Частота близорукости в развитых странах мира составляет 19-42%, достигая в некоторых странах Востока 70%. У школьников младших классов частота близорукости составляет 6-8%, у старших школьников
увеличивается до 25-30%. В гимназиях и лицеях этот показатель достигает 50%. Наряду с частотой миопии увеличивается и ее степень, достигая 6,0дптр и более у 10-12% близоруких.
По итогам Всероссийской диспансеризации заболеваемость детей и подростков миопией за последние 10 лет выросла в 1,5 раза.
Рекомендации :
Какие меры нужно предпринимать , чтобы снизить риск возникновения и прогрессирования близорукости?
1--основным моментом в лечении и профилактике общее укрепление организма, физическая активность, и рациональное питание.
-Закаливание, занятие спортом, элементарное пребывание на открытом пространстве, вне помещения.
-Для уже имеющих близорукость полезны - плавание без прыжков в воду, игра в настольный теннис, бадминтон. Все виды спорта, где нет травм головы. Полезны занятия спортивными играми, которые обеспечивают переключение зрения с близкого расстояния на дальнее и обратно .
не рекомендуется близоруким -спорт с подъемом тяжестей, при согнутом положении тела с наклоном головы вниз, а также занятия спортом, сопровождающиеся резким сотрясением тела (прыжки, бокс, борьба, тяжелая атлетика), это может привести к отслойке сетчатки.
-Питание должно быть сбалансированным. Не забывайте включать в рацион достаточно белковой пищи, а также продукты богатые кальцием ( твердые сорта сыра, творог, рыба).
2. соблюдение требований гигиены зрения :
-Если делать уроки, читать, то необходимо к общей освещенности настольная лампа не менее 60 ватт с абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий (книгу, тетрадь).во время письма, рисования
источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.
Нельзя читать, писать нагнувшись к тетради, а следует сидеть прямо, чтобы глаза от предмета были на расстоянии согнутой в локте руки.
-Не рекомендуется читать лежа на боку, а также в транспорте. Дело в том , что в положении лежа ,как правило, не достигается правильная освещенность объекта, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, и это приводит к зрительному утомлению и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим при этом зрительным дискомфортом.
-Важно также помнить, что любое зрительное упражнение (чтение, письмо и т.д.) должно чередоваться с активным отдыхом, т.е.переключением на физические упражнения , которые следует проводить через каждый час зрительной работы в течении 10-15 мин, лучше на свежем воздухе. При наличии близорукости перерывы каждые 10-15 мин.
Не стоит приступать к приготовлению домашних заданий сразу после школы. Нужен отдых около 2х часов.
Один из частых компонентов режима дня школьников - просмотры телевизионных передач. Они должны быть регламентированы, так как являются дополнительной нагрузкой на центральную нервную систему и глаза школьников. Очень важно стремиться к созданию оптимальных условий при просмотре телепередач. Детям младшего школьного возраста (до 4-5 класса ) следует смотреть только дневные детские передачи до 1ч, с миопией 15-20мин, и не чаще 2-3 раз в неделю. Более частый просмотр отрицательно сказывается на режиме дня детей и в первую очередь ведет к сокращению времени прогулок.
И детям в старшем школьном возрасте рекомендуется вечерние передачи (до 22 часов) смотреть не более 1,5ч в день независимо от типа телевизора. Степень зрительного утомления зависит и от условий просмотра телевизионных передач. Расстояние от глаз до экрана телевизора должно быть не менее 3х метров. При этом сидеть следует не с боку, а прямо перед экраном.
-Рекомендуется при чтении каждые 30мин для ребят 12-14лет, и каждые 45мин для 15- 17летних обязательно делать перерыв на 10-15 мин. При этом рекомендуется сменить позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Для тренировки аккомодации полезно перевести взгляд от книги на дальние предметы, расположенные за окном. Перенос взгляда с близких предметов на дальние , а также период двигательной активности ( выполнение упражнений для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса находящихся при чтении и письме в статически напряженном состоянии ) способствуют снятию зрительного и общего утомления.
Формами занятий в режиме школьного дня детей с нарушениями зрения являются :
1.    гимнастика до занятий,
2.    физкультурные минутки на уроках,
3.    игры и спортивные развлечения на больших переменах,
4.    ежедневные занятия физическими упражнениями ( по 1 часу ) во вне учебное время.
5.    индивидуальные формы занятий.
Задачами лечения близорукости является замедлить или остановить прогрессирование ухудшения зрения.
3.- гимнастика для глаз:
-    для наружных мыжц (тем самым мы улучшаем кровообращение) -для внутрутренней мыжцы (тренируется аккомодация)
*- движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз плавно
-    горизонтальные движения глаз: направо-налево.
-    круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
-    движения глаз по диагонали.
-    медленно рисовать глазами «восьмерку» в пространстве.
-    сведение глаз к носу. для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него. *- _работа глаз на _расстоянии:
-перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением.
- прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5мм. переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку на 5 сек и обратно на 5 сек. Повторить 10 раз. *- упражнения для глазных мышц следует дополнить гимнастикой для мышц шеи, плечевого пояса.
4.- медикаментозная терапия: включает поливитамины, спазмолитики , лек.средства на основе черники, лютеина.
5-    Физиотерапия,    рефлексотерапия, массаж
6-    оперативное    лечение при быстро прогрессирующей близорукости - склеропластика (укрепление заднего отрезка глаза различными методами, не увеличивает остроту зрения).
Не путать с лазерными операциями , которые восстанавливают зрение до того уровня, которое достигнуто очками, проводятся при стабильном зрении, после 18¬21 года при сформированном глазном яблоке путем лазерного испарения ткани роговицы глаза. Но при этом размер увеличенного глаза, проблемы растянутой сетчатки остаются прежними, а значит и отношение к глазу , лечение такое же как и до этой операции. Единственное ,что дают такие операции - возможность обходиться без очков или линз. В 70-80гг были популярны «насечки» на роговице ( операция - кератотомия ). Сейчас от нее отошли в виду выявившихся за годы операции множества осложнений выявленных после операции или развивающихся через многие годы после операции. Возможно и это ждет и лазерные вмешательства на роговице, учитывая опыт накопившихся осложнений.
Итог всего этого-Ваше зрение в ваших руках, зачастую врач является лишь консультантом (если не требуется оперативное лечение ), а исполнение рекомендаций в течении жизни, учебного процесса лежит на плечах ребенка и его родителей. (должно быть мотивирование в семье, нет волшебной таблетки, которая остановит вам падение зрения)
Использованные документы:
1.    Федеральные клинические рекомендации диагностики и лечения миопии у детей 2017г (разработаны общероссийской общественной организацией «Ассоциация врачей-офтальмологов» одобрено научным советом Министерства Здравоохранения Российской Федерации)
2.    «Порядок оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты», утвержденного приказом МЗ РФ № 442н от 25.10.2012г. (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2012г. № 26208).
3.    СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"(с 2011г действующий)
Отменен - СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалом, персональным ЭВМ и организации работы» Госсанэпиднадзор РФ № 14 от 14.07.96г.
4.    СНиП 23-05-95 . Естественное и искусственное освещение, 1995 02.08.95. №18¬78 Минстрой России. (РЕД. ОТ 29.05.2003)
5.    Ковалевский Е.И. Профилактика слабовидения у детей. Москва «медицина» 1998.
Врач -офтальмолог НРБ Шепелевич.О.В.

Возврат к списку


8-3466-28-77-95

628634, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, д. 2