8-3466-28-77-95

628634, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, д. 2

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа- Югры "Нижневартовская районная больница"

Реабилитация детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов

Пятница,  20  Апреля  2018

Цель реабилитации – восстановление социального статуса детей-инвалидов, их адаптация в социуме и достижение ими материальной независимости.
Различают три вида реабилитации – медицинскую, социальную и профессиональную. Понятие социальной реабилитации детей-инвалидов Социальная реабилитация – это процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, ценностей и норм, которые характеризуют культуру, присущую обществу или социальной группе в целом.
В результате социальной реабилитации дети-инвалиды могут функционировать в качестве активных субъектов общественных отношений. Социализация включает в себя образование и воспитание, но сводить ее только к этим процессам нельзя, так как она осуществляется под влиянием многих условий как контролируемых и направленных, так и возникающих спонтанно.
Социальная реабилитация детей-инвалидов решает задачу общего развития ребенка, прививает ему трудовые навыки, формирует основы правильного поведения, обучает самообслуживанию, а также помогает в ориентации в быту и адаптации в обществе. В результате социальной помощи выравниваются возможности детей-инвалидов – им легче преодолевать трудности самореализации, налаживать взаимодействия с семьей и близкими.    Ребенок интегрируется в совместную деятельность с такими же детьми с ограниченными возможностями.
Одной из главных проблем детей-инвалидов является нарушение их связи с миром, бедность контактов с ровесниками, ограничение мобильности и общения с природой, недоступность культурных ценностей и многих аспектов образования. Задача любой реабилитации, в том числе и социальной, заключается в формировании среды, исполняющей реабилитационную функцию и способствующей развитию потенциала ребенка. В результате социализации предотвращается нарушение связи детей с окружающим миром. У них восстанавливается бытовая и общественная деятельность, соответствующая их потенциалу. Для осуществления социальной помощи действуют специальные реабилитационные центры для детей-инвалидов, но нередко реабилитацию проводят и в домашних условиях.
Методы социальной реабилитации детей-инвалидов.
Медицинские мероприятия, направленные на реабилитацию детей-инвалидов, являются лишь основой для проведения длительной работы по социальной адаптации. Ребенок с ограниченными возможностями должен обрести свое место в обществе и проявить в полной мере собственные способности. Методы социальной реабилитации детей-инвалидов разнообразны и включают в себя следующие виды деятельности:
-  Подготовка к образованию и содействие в зачислении в специализированную школу;
- Развитие физических и духовных способностей ребенка;
- Создание для детей с возможностями обучения практическим навыкам условий, позволяющих участвовать в жизни общества;
- Установление наиболее комфортного контакта с внешним миром; Облегчение жилищных и бытовых условий;
- Организация и проведение досуга, а также полноценное участие в культурной и общественной жизни;
- Поддержка и восстановление моральных и физических сил;
- Включение в процесс реабилитации не только ребенка, но и его ближайшее окружение.
Задача социальной реабилитации детей-инвалидов – снять страх перед средой, которая недоступна, раскрепостить ребенка и направить его духовные и физические силы на развитие и проявление талантов и способностей. Выравнивание возможностей детей-инвалидов обеспечивается за счет социальных служб, которые организуют работу со всеми участниками: ребенком, его семьей и ближайшим окружением. Родители, получая поддержку, начинают более объективно оценивать проблемы, связанные с инвалидностью, не замыкаются на своем ребенке и проявляют социальную активность. Культурно-просветительские и клубные мероприятия, в которых дети-инвалиды участвуют вместе с родителями и здоровыми сверстниками, помогают ребенку приобрести опыт общения и деятельности в коллективе. Таким образом, социальная реабилитация помогает детям развивать необходимые навыки и умения, а также безболезненно влиться в общество.
Реабилитация детей-инвалидов в домашних условиях
Занятия с ребенком можно проводить не только в специализированных реабилитационных центрах для детей-инвалидов, но и дома. Для этого, прежде всего, родители должны посоветоваться с врачом-психоневрологом и педагогом, которые расскажут, как и чему учить ребенка. С учетом специфики нарушенных функций, состояния интеллекта и моторики определяется основная задача обучения. Сначала ребенка тщательно обследуют, а после этого составляют индивидуальную поэтапную программу обучения. Большинство заданий в начале обучения выполняется в процессе повседневных мероприятий по уходу за ребенком. Чтобы ребенок показал себя с лучшей стороны, родителям следует:
-  Предлагать ребенку короткие разнообразные задания, чередовать виды деятельности;
- Попеременно использовать новые задания с уже изученными и более легкими;
-  Оценивать навыки самообслуживания в подходящей обстановке;
-  Привлекать других членов семьи для оценки сформированных навыков;         
- Проводить оценку новых достижений в виде игры;
- Включать в обучение тренировку тех навыков, которые способствуют  развитию каких-либо относительно сохранных функций;
- Составлять с помощью педагога план на 2-3 недели вперед.
Родители должны быть готовы к определенным трудностям в процессе обучения, например, ребенок не хочет выполнять задание, хотя и может, либо ему трудно сконцентрировать внимание. Эти и другие проблемы можно решить, предварительно научив ребенка подчиняться требованиям взрослых, либо обративших к совету квалифицированного специалиста. Родителям следует разделить процесс обучения на три ступени:
- Объяснить ребенку, что необходимо сделать;
- Оказать при необходимости помощь;
- Создать ситуацию успеха и поощрить ребенка за выполненное задание. Таким образом, главная цель реабилитации детей-инвалидов как дома, так и в специальных учреждениях, заключается в улучшении качества их жизни и создании условий для равных возможностей с другими членами социума.

Возврат к списку


8-3466-28-77-95

628634, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, д. 2